«БЕЛЫЕ БОГИ - древнее строение непонятного назначения, расположенное в урочище около села Воздвиженского в Сергиев-Посадском районе на северо-востоке Московской области в местечке Белые Боги. Здесь в глухом лесу стоит сложенное из дикого камня правильной формы полушарие около 6 м в диаметре и 3 м в высоту, которое было известно еще П. Семенову-Тян-Шанскому, выдающемуся путешественнику и географу. В XII--XIII веках, по легендам, здесь находился языческий жертвенник, планировка которого напоминает план Стоунхенджа (куда, кстати, тоже, согласно летописям, приносились жертвы).»
Так выглядит в интернете, общедоступное описание древнего капища, родившееся в результате консолидации материалов нескольких существующих легенд о разных объектах и опубликования миру привлекательной гипотезы.
А так капище Белые Боги описывается исследователем Алексеем Борисовичем Липкиным, собравшим материал об истории земли Радонежской в старинных архивах и книгах историков и коллег:
«.... людская память доносит до нас весть и о древних языческих святилищах.
Одно из них – древнее капище "Белые Боги" располагалось недалеко от Радонежа, в прошлом, древнейшего славянское поселения, от которого остались сегодня сельцо, да городище. Точное местонахождение святилища сегодня забыто, но упоминание о нем мы встречаем из материалов польского археолога и этнографа Ходаковского, побывавшего в этом месте.
…В Дмитровском Уезде, бывши в селе Городок, которое прежде называлось Радонежью, узнал я весьма редкое название.
…Доброхотный тамошний священник и несколько старожилов завели меня к насыпному своему городку и рассказали все урочища вокруг себя. Не доставало только одного, которое имело бы в начале, или в конце слог “Бог” или “Буг”. Долго собеседники мои не могли вспомнить. Напоследок один из них сказал: “есть название, похожее на бога; но это не в нашем владении, а может, и не пригодится Вам; оно смежно с нами и не дальше одной версты от этого городка”. Молодая женщина, которая за отсутствием мужиков привезла меня с большой дороги в соседний городок, знала также про "Белые боги", и завезла меня к ним. Осмотрел я сие место; оно в прекрасном положении, близ раздолья или лощины, которое отделено от урочища называемого Могильцы.
Так что же это за боги, упоминание о которых так тщательно искал исследователь?
Один из них - Белбог, входивший в пантеон древнейших богов, он являлся персонификацией добра. Идола Белбога по некоторым данным волхвы устанавливали на возвышенности в июле и вымаливали у него защиту от его антагониста - Чернобога.
Они (Белбог и Чернобог) вместе со своим отцом Свантевитом (богом богов) составляли образ Триглава (триединого божества), представляя тем самым образ славянской языческой системы мироздания, объединяя воедино мир горний (правь), мир людей (явь) и мир мертвых (навь).
И вот когда наступают дни Овсеня, мы оканчиваем жатву и радуемся этому. И если иной не удержит своего естества в этот раз и скажет безумное - то это от Чернобога. А другой, получит радость - и это от Белобога.
Так, может, здесь существовали и другие святилища - святилища Свантевита и Чернобога?
Есть вероятность того, что это действительно так. Предположение о возможности существования капища посвященного Свантевиту - вполне резонно.
Если мы вспомним о названии "городка", вблизи которого и должны находиться "Белые Боги" - Радонеж, то столкнемся с еще одним из славянских богов, который и послужит нам ключом к поиску ответа на заданный вопрос. Это Радегаст - бог совета, оставивший в память о себе достаточно много следов на географической карте (в том числе и Радонеж). Некоторые исследователи языческих традиций славян делают не лишенное обоснования предположение (основанное на сравнении изображений Радегаста и Свантевита, а так же эпитета Радегаста (лебединокрылый) и одного из переводов имени Свантевит (господин лебедь)), что Свантевит и Радегаст - есть одно лицо, один бог.
И вот мы уже имеем два святилища: одно - "Белые Боги", и другое - находившееся непосредственно в Радонеже или его ближайших окрестностях.
А как же с Чернобогом? И Чернобогу здесь, видимо, тоже найдется место. Вспомним упомянутое Ходаковским урочище Могильцы. Вспомним так же, что в славянской мифологии Чернобог несет так же функции властителя страны мертвых.
Так что же, четко сработала людская память, оставившая нам весть о существовании культовых мест, мест, где стояли идолы, где общались с богами наши предки?
И все же, почему именно Радонеж стал одним из культовых центров наших пращуров? Может не простые это места, а особые, обладающие странной, никому непонятной силой? Ведь древние поселения, а тем более святилища, не возникали, где попало, а требовали определенных условий для их основания. Этими необходимыми условиями можно считать наличие в непосредственной близости к поселениям излучин рек, определенные геофизические условия: наличие грунтовых вод, пересечения водяных жил, кольцевых структур и геологических разломов. Снимки из космоса, анализ точек расположения древних городищ, святилищ, церквей и монастырей, рассказы о местах, имеющих необычные, аномальные свойства, местная топонимика - подтверждают эти особенности.
И Радонежье отвечает всем этим условиям.
По берегам ручья, протекающего немного в стороне от Радонежа, находится множество ключей, благодаря которым он именовался Оржавцем. Именно здесь, на берегу, в середине XIX в., по свидетельству местных жителей, лежали «белые камни». Район на Оржавце — одно из немногих мест Радонежа, где в древности существовали источники при дубравах". Поэтому можно предположить, что в выборе данного места сказался славянский обычай почитать старые дубы, близ которых вытекают ключи. С распространением христианства дуб стали чтить как земное отражение райского дерева, которое точит живую воду, исцеляющую от недугов.
Живут в этом крае легенды и о заповедном дубе…
Существует предание, что на территории Радонежья до сих пор сохранилось культовое дерево - дуб с магическими символами и обрядовыми украшениями, возле которого, в определенное время, собираются посвященные - волхвы, несущие в памяти своей древние обычаи и заветы наших далеких предков. Место это никак не обозначено для непосвященных, более того, говорят, что на подходе к нему недобрый заплутает, случайный пройдет мимо, не отметив ничего необычного, и только человеку с добрым сердцем и чистыми помыслами дерево откроется во всей своей сокровенности.
А народная молва доносит до нас весть и о другом дубе - дубе Сергия Радонежского.
Стоял здесь дуб, посаженный по преданию Преподобным Сергием, но, как нам передавали, не так давно пастух по неосторожности спалил его.
Существует здесь и четкая привязанность к сторонам света. В принципе, славяне имели в форме определенного расположения святилищ, культовых камней, священных источников и рощ - достаточно не плохие "календари - обсерватории", помогающие им определять и даты особых праздников, и даты аграрного цикла.
Бяху же тогда погани, жрущие езером и кладезем и рощением.
Направление на восток мыслилось как главная ось сакрального пространства. Могилки располагались строго на восток от Радонежа, и жители городка могли наблюдать восход солнца над этим урочищем в равноденствие, которое приходилось в конце XIII - XIY в. на 19 марта. Двигаясь к "летнему восходу", как называли тогда место летнего солнцестояния, точка восхода солнца к 10 апреля перемещалось к мысу, на котором располагалось святилище "Белые Боги".
Вероятно позднее, на этих сакральных местах и были построены православные церкви. Предание, записанное И. М. Снегиревым, говорит о существовании в окрестностях Радонежа семи церквей и двух монастырей. Церкви частенько устанавливались на местах разоренных языческих святилищ.
…куда же древе погани жряху бесам на горах - туда же ныне цркви стоят златоверхия.
Подобная замена языческих святилищ на православные церкви с приходом христианста происходило на Руси повсеместно. Согласно летописи, основу этому процессу положил князь Владимир (988 год).
…приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры.
Существуют два предания, одно из которых рассказывает о том, что сам Сергий Радонежский "крест положил" на одном из камней святилища "Белые Боги", другое - повествует о намерении Сергия основать первоначально монастырь именно на этом месте.
К этому хочется добавить еще один элемент, который позволяет говорить о целом языческом комплексе, находившемся в Радонежье, и позднее поможет нам в путешествии по другим загадочным местам северо-востока Подмосковья.
Специалистам – археологам, этнографам, историкам религий – хорошо знаком целый ряд легенд, которые с подозрительным постоянством фиксируются на обширнейших территориях. Они используют их как один из инструментов для работы, например, для обнаружения древних городищ или святилищ.
Для обнаружения древних святилищ важно обращать внимание на топонимику. Весьма характерны для подобных мест топонимы с основами: Чертово, Божье, Поганое, Святое, Белое, Черное, Красное, Дедово, Бабино; с корнями Люб, Рад, Рот, Слав, Вер и т.д.
О древнем почитании этих мест и говорят нам местные названия лугов и холмов - тех самых, где в праздники разжигались костры, водились хороводы, пелись протяжные девичьи песни. И здесь существуют Черные луга (Черный Голыгинский и Черный Воздвиженский), Красный луг (который после гибели на нем в грозу людей прозвали Мертвым), Матренкина гора, есть здесь и Бесова кулига - луг, про который люди рассказывали всякие необычные истории. На Бесовом лугу человека преследовали различные видения.
Вблизи от Радонежа расположилось село Воздвиженское, ставшее свидетелем драматических событий - стрелецких мятежей и борьбы царевны-правительницы Софьи со своим братом Петром I. Именно здесь Софья казнила заподозренных в измене стрельцов. Не обошла сия участь и князя Ивана Хованского с сыном. Им отсекли головы на площади у большой московской дороги при свидетельстве малолетних Петра и Ивана. Место казни и до настоящего времени именуется "Убогой горой". Тела казненных не велено было погребать - их просто затоптали в болотистые берега Вори у деревни Голыгино.
Ходят рассказы, что выходят ночью, в полнолуние, на дорогу казненные Софьей Хованские и просят случайного прохожего засвидетельствовать свою невинную кончину, снимая перед ним в благодарность шапки, вместе с отрубленными головами. Нет, видно, их душам и по сей день покоя.
Рядом с Воздвиженским, практически сросшись с ним, расположена деревня Лешково. Уж, не от самого ли Лешего идет ее название? А в нескольких километрах к северу от этого места существует другое, “заколдованное” место. Находится оно между деревень Рязанцы и Киримово. Приходилось мне разговаривать с людьми, ставшими неожиданными свидетелями происходящих там чудес..."
© MoskvaX.ru
© XMoscow.narod.ru